В центре внимания — оказание социальных услуг

2018-03-28 1Комитет регионального парламента по социальной политике под председательством Артура Бабушкина 27 марта рассмотрел отчет КСП об итогах контрольного мероприятия по вопросу формирования доходов, поступающих от оказания платных услуг государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству социальной защиты населения Тверской области.

О результатах проверки доложила аудитор Надежда Яковлева.

Объектами контрольного мероприятия были Министерство социальной защиты населения Тверской области и четыре государственных бюджетных учреждения: Трояновский сельский психоневрологический интернат, Вышневолоцкий дом-интернат для престарелых и инвалидов, Комплексные центры социального обслуживания населения города Торжка и Торжокского района, а также Конаковского района.

По итогам проведенной проверки сделан вывод о необходимости внесения уточнений в нормативные правовые акты регионального Министерства социальной защиты населения, регламентирующие формирование доходов от оказания платных услуг государственными бюджетными учреждениями, в том числе в Порядок расчета и утверждения размера платы за оказание дополнительных платных услуг (выполнение работ) населению и организациям.

В 2015–2016 годах ежемесячная плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме устанавливалась в договорах о предоставлении социальных услуг в стационарной форме исходя из 75 процентов пенсии получателя социальных услуг, а не из 75 процентов среднедушевого дохода получателя, что является нарушением действующего законодательства и привело к недополучению проверенными учреждениями денежных средств.

Установлено, что бюджетные назначения по поступлению платы за стационарное обслуживание и за оказанные дополнительные услуги в 2014–2016 годах не исполнены по всем учреждениям. «Неисполнение прогноза поступления доходов по дополнительным платным услугам свидетельствует о том, что имеются значительные резервы роста доходов от оказания дополнительных платных услуг. При этом в целях единообразного подхода к определению их стоимости считаем целесообразным, если размер платы по каждой дополнительной платной услуге будет устанавливать Министерство, а не сами подведомственные ему учреждения», — отметила аудитор областной КСП Надежда Яковлева в своем докладе по результатам контрольного мероприятия.

Проверка в комплексных центрах социального обслуживания населения также показала, что оплата вносилась потребителями услуг не в кассу центров, а по квитанции социальному работнику. Договоры на оказание дополнительных платных социальных услуг на дому не содержали сроков оказания платных социальных услуг. Ведомость на сдачу денег за социальное обслуживание не велась, кроме того, при расчетах через заведующих отделениями или социальных работников денежные средства сдавались с нарушением установленного срока от одного до тридцати дней.

В ходе проверки в Трояновском сельском психоневрологическом интернате выявлено несоблюдение требования о государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении учреждения, и на земельный участок. Также было указано на неправомерное предоставление в аренду здания магазина индивидуальному частному предпринимателю для осуществления торговой деятельности без проведения торгов, при этом заключенные договоры аренды не соответствовали типовой форме договора, отсутствовали договоры страхования объекта и договор на возмещение коммунальных услуг и эксплуатационное обслуживание объекта.

В адрес Министерства социальной защиты населения Тверской области по результатам проведенной проверки было внесено представление с рекомендацией в целях упорядочения процесса формирования средств, полученных от предоставления платных социальных услуг, инициировать внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Тверской области. Для обеспечения единообразного подхода к определению стоимости дополнительных платных услуг предложено рассмотреть вопрос об установлении Министерством размера платы за дополнительные платные услуги аналогично норме для казенных учреждений, установленной Бюджетным кодексом. Наряду с этим Министерству было рекомендовано обеспечить контроль за устранением подведомственными учреждениями нарушений и недостатков, выявленных по результатам проверки.

Всем учреждениям Контрольно-счетной палатой также были направлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.

Контрольно-счетной палатой получены ответы на представления от всех проверенных учреждений и Министерства социальной защиты населения. Все рекомендации учреждениями учтены, скорректированы расчеты стоимости дополнительных платных услуг, к двум сотрудникам Трояновского сельского психоневрологического интерната применены меры дисциплинарной ответственности. Министерством также приняты исчерпывающие меры по выполнению представления КСП. В частности, подготовлен проект приказа о внесении изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тверской области, а также в Порядок взимания платы за предоставление социальных услуг. Кроме того, Министерством разработан проект постановления Правительства Тверской области «Об утверждении порядка расчета и утверждения размера платы за оказание дополнительных платных услуг (выполнение работ) населению и организациям в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания населения Тверской области» с учетом предложений Контрольно-счетной палаты. Уточнены Перечни дополнительных платных услуг, предоставляемых населению и организациям, регламентирован уровень рентабельности для установления цен на дополнительные платные услуги. Министерством также запланировано доведение до всех учреждений социальной защиты населения Тверской области информации о выявленных нарушениях и недостатках на примере четырех проверенных учреждений в целях недопущения аналогичных нарушений.

Отчет КСП по результатам контрольного мероприятия решением постоянного комитета по социальной политике принят к сведению.