В Твери обсудили перспективы развития межбюджетных отношений

2018-05-04 1Реализация закона о межбюджетных отношениях в Тверской области и совершенствование механизмов межбюджетных отношений стали темой круглого стола, прошедшего в Законодательном Собрании с участием парламентариев, представителей исполнительных органов государственной власти, областного Управления Федеральной налоговой службы, КСП и органов местного самоуправления. Контрольно-счетную палату Тверской области на мероприятии представляли председатель Татьяна Ипатова и аудитор Александр Устинов.

Обеспечение сбалансированного развития региона через совершенствование межбюджетных отношений, создание стимулов для экономического роста муниципальных образований были заявлены в числе приоритетов при формировании бюджета Тверской области на 2018–2020 годы. Эти задачи остаются актуальными и в настоящее время, что и послужило поводом к организации круглого стола, посвященного вопросам межбюджетных отношений.

2018-05-04 2— Муниципалитеты Тверской области сильно отличаются по своему потенциалу, уровню и специфике развития. И в этих условиях выстраивать гармоничную бюджетную политику, находить универсальные подходы, «золотую середину», оптимальные решения, конечно, непросто, — отметил председатель регионального парламента Сергей Голубев. — Рекомендации, которые прозвучат сегодня, мы аккумулируем. Комитет по бюджету и налогам обсудит все поступившие предложения и подготовит соответствующее решение. Надеемся, что выработанные рекомендации будут учтены при подготовке бюджета на 2019 год и последующий период.

В 2017 году Контрольно-счетной палатой Тверской области был проведен анализ межбюджетных отношений в регионе за период 2013–2017 годов. О результатах экспертно-аналитического мероприятия участников круглого стола проинформировал аудитор КСП Александр Устинов.

В начале своего выступления он напомнил, что согласно действующему законодательству к основным инструментам регулирования межбюджетных отношений относятся межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня, и установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса.

Как показал проведенный анализ, межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета Тверской области местным бюджетам, составляют четвертую часть от объема расходов областного бюджета. В среднем их доля за последние пять лет составляла 27,3 процента. При этом самой многочисленной формой трансфертов являются субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований.

2018-05-04 3— Наибольший объем первоначального распределения межбюджетных трансфертов в анализируемом периоде происходил во втором и третьем кварталах. Как правило, это было связано с поздним принятием порядков распределения и предоставления межбюджетных трансфертов, поздним проведением конкурсных процедур между муниципальными образованиями на получение средств областного бюджета, — сообщил аудитор Контрольно-счетной палаты Александр Устинов. — В свою очередь, затягивание реализации в муниципальных образованиях мероприятий, финансируемых с привлечением межбюджетных трансфертов из областного бюджета, повышает риск неэффективных и нерезультативных расходов. В особенности это касается мероприятий, связанных с сезонными работами.

В целях улучшения регулирования межбюджетных отношений в Тверской области Контрольно-счетной палатой рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении доли межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями законом об областном бюджете, в том числе дотации на сбалансированность местных бюджетов. Ещё одна рекомендация сводится к установлению максимально раннего срока распределения межбюджетных трансфертов. Кроме того, при выстраивании межбюджетных отношений предложено перенести акцент с предоставления трансфертов местным бюджетам на установление единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, стимулирующих муниципалитеты к развитию собственной экономики. Наряду с этим КСП рекомендует провести инвентаризацию вопросов местного значения и полномочий сельских поселений с целью оптимизации расходных обязательств и при необходимости подготовить изменения в действующее законодательство Тверской области.

Более подробно с итогами работы круглого стола можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания Тверской области: http://zsto.ru/index.php/press-tsentr/novosti-zakonodatelnogo-sobraniya/9824-mezhbyudzhetnye-otnosheniya-regionalnyj-aspekt.