К вопросу о стратегии развития финансового контроля

2018-10-01 1На межведомственной конференции в Управлении Федерального казначейства по Тверской области обсудили стратегию развития государственного финансового контроля. В дискуссии, прошедшей в преддверии 95-летия со дня образования контрольно-ревизионных органов Минфина России, приняли участие сотрудники Контрольно-счетной палаты Тверской области.

Актуальность темы обусловлена вызовами времени и активно развивающимися методами и инструментами работы контролирующих органов, позволяющими не только выявлять уже совершенные нарушения в финансово-бюджетной сфере, но и предотвращать их появление посредством применения новейших технологий предварительного контроля. Современные программные продукты и информационные системы позволяют контролировать действия бюджетополучателей в оперативном порядке без выхода на объект проверки.

Участники конференции обозначили ключевую роль грамотного планирования контроля, которое способствует снижению возможных рисков в деятельности проверяемых учреждений и самих контролирующих органов. По мнению представителей Управления Федерального казначейства по Тверской области, отбор объектов контроля, построенный на сочетании программно-целевого и риск-ориентированного методов при планировании проверок, должен обеспечить повышение эффективности контроля в финансово-бюджетной сфере и снижение контрольной нагрузки на проверяемые организации.

Для запуска механизма определения рискоемких направлений планируется развивать функциональность подсистемы информационно-аналитического обеспечения в ГИС «Электронный бюджет». В данной подсистеме будет создан компонент анализа рисков, который позволит на основании разработанных показателей вести понятную и прозрачную систему рейтингования объектов контроля с помощью современных инструментов обработки информации, ее систематизации и анализа. Единое информационное пространство в совокупности с системой анализа рисков позволит проводить предпроверочный анализ, основанный на оценке показателей деятельности объектов контроля и данных о предыдущих контрольных мероприятиях, проведенных в отношении проверяемых объектов.

2018-10-01 2— Перед всеми контрольными органами поставлена задача обеспечить прозрачность прохождения бюджетных средств и максимальное предотвращение нарушений. Необходимо своевременно выявлять риски и различными способами пытаться их преодолеть, — подчеркнула руководитель УФК по Тверской области Марина Подтихова. — Если же нарушения совершены, они должны быть найдены, и виновные должны понести за них соответствующее наказание.

В рамках заключенных соглашений о взаимодействии с правоохранительными органами в их адрес направляется информация о результатах контрольных мероприятий и материалы проверок для последующего принятия решения о необходимости применения мер реагирования по выявленным фактам, указывающим на наличие признаков преступлений.

По фактам, имеющим признаки нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются протоколы, по которым выносятся постановления о назначении административных штрафов. По вопросу о реализации должностными лицами Контрольно-счетной палаты Тверской области полномочий в области применения законодательства об административных правонарушениях на конференции выступила аудитор КСП Надежда Губанова.

2018-10-01 3Согласно информации, прозвучавшей в ходе межведомственной конференции, одно из приоритетных направлений дальнейшего развития государственного финансового контроля — расширение инструментов работы, позволяющих упреждать нарушения в сфере управления государственными ресурсами, а также выявлять совершенные нарушения, добиваясь принятия мер по их устранению, включая возврат в бюджет незаконно использованных средств. Участники обсуждения сошлись во мнении о необходимости совершенствования проверок на основе четких критериев оценки, общих подходов к проведению контрольных мероприятий, а также единого порядка осуществления контроля в сфере закупок. Большое значение при этом придается развитию кадрового потенциала контролирующих органов и укреплению межведомственного взаимодействия.