Квартирный вопрос

2017-04-13 1Комитет Законодательного Собрания Тверской области по социальной политике под председательством Артура Бабушкина рассмотрел отчет Контрольно-счетной палаты по итогам обследования эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных полномочий по обеспечению прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда. О результатах доложила председатель КСП Татьяна Ипатова.

Объектами контрольного мероприятия были Министерство социальной защиты населения Тверской области и 41 муниципальное образование. Обследованный период – с 2012 года по июнь 2016-го.

С 2012 года полномочия Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы на уровень городских округов и муниципальных районов. По состоянию на 1 июля 2016 года, то есть за четыре с половиной года, муниципалитетами было приобретено 1290 жилых помещений для детей-сирот на общую сумму 1 млрд 186 млн рублей.

Согласно данным, полученным при обследовании, количество детей-сирот, нуждающихся в жилье, в период с 2013 по 2015 год увеличилось на 35,4%, составив на начало 2016 года 1624 человека. При этом у 915 из них право на получение жилья возникло (по достижении совершеннолетия), но не реализовано, что повлекло за собой очередные судебные иски. За период с 2011 года по июнь 2016-го более трети приобретенных жилых помещений были предоставлены детям-сиротам по решениям судов.

Ресурсное обеспечение

В прошлом году в областном бюджете на обеспечение жильем 317 детей-сирот было предусмотрено 347,6 млн рублей, из них 44 миллиона – за счет средств федерального бюджета. По расчету КСП, дефицит бюджетных средств на обеспечение жильем остальных 598 детей-сирот в 2016 году составил 581,2 млн рублей. В областном бюджете 2017 года на эти цели предусмотрено 352,7 млн рублей, что меньше половины потребности.

Как было отмечено на заседании комитета, итоги проведенного обследования не позволяют пока говорить о решении проблемы с обеспечением жильем детей-сирот в ближайшей перспективе. Причина не только в недофинансировании, но и в недостатках нормативно-правового и организационного характера.

Недостатки правового регулирования

2017-04-13 2Анализ нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения жильем детей-сирот показал, что совершенствования требуют как региональные, так и муниципальные акты.

В частности, действующим региональным законодательством не установлен порядок определения места предоставления жилого помещения на территории Тверской области с учетом того, что место жительства и трудоустройства лиц из числа детей-сирот на момент наступления права на получение жилья может отличаться от места первоначального включения их в списки на обеспечение жильем. Кроме того, отсутствует четкий порядок формирования списков на обеспечение жильем детей-сирот, не определены приоритеты и критерии для принятия решений при внесении изменений в эти списки. На комитете также обращалось внимание на недостатки в части определения показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам.

– Деятельность муниципалитетов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется в отсутствие единых требований к процедуре формирования муниципального специализированного жилищного фонда, — сообщила председатель КСП Татьяна Ипатова. — Не определены требования к срокам включения приобретенных для детей-сирот помещений в состав муниципального специализированного жилищного фонда и сроки заключения договоров найма жилых помещений. В результате период от покупки жилья до его включения в специализированный жилищный фонд иногда составлял несколько месяцев, заключение договоров найма от момента включения помещений в специализированный фонд тоже растягивалось на месяцы.

Нарушения, допущенные при предоставлении жилья

Обследование показало, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется с многочисленными недостатками.

Выявлены нарушения муниципалитетами порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта на покупку жилых помещений для детей-сирот. Контракты в основном заключались с единственным поставщиком по причине признания несостоявшимися электронных аукционов или запросов предложений. По одной цене могли быть приобретены квартиры разного качества и года постройки, с удобствами и без них, дома в сельской местности и квартиры в райцентре, помещения, значительно различающиеся по площади.

Жилье для детей-сирот порой приобреталось в населенных пунктах со слабо развитой социальной инфраструктурой и проблемами в части обеспечения занятости населения. Установлены факты предоставления жилых помещений низкого качества, неблагоустроенных, в домах с высокой степенью износа, требующих ремонта.

Так, результаты проведенных осмотров жилых помещений, приобретенных для детей-сирот в селе Кушалино Рамешковского района, свидетельствуют о низком качестве этого жилья, что делает невозможным постоянное проживание в нем. В результате дети-сироты зачастую не живут там, жилье ветшает, бюджетные деньги используются нерезультативно. Граждане неоднократно отказывались от предлагаемых им жилых помещений по той причине, что дома холодные, неблагоустроенные, в селе нет перспективы трудоустройства. Восемь жилых помещений в ходе проверки признаны непригодными для проживания из-за отсутствия отопления и водоснабжения. При осмотре одного из двухквартирных деревянных домов с печным отоплением выяснилось, что туалет находится во дворе, вода из колонки примерно в 30 метрах от дома, во дворе дома есть колодец, но в нем нет воды. При этом районной администрацией жилье принято как соответствующее требованиям, предъявляемым действующим законодательством.

Всего в специализированном жилом фонде Тверской области в шести муниципалитетах было выявлено неиспользуемых по назначению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, на сумму 37,8 млн рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании этих средств. Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления полномочий собственника специализированного жилищного фонда для детей-сирот привело к тому, что ряд из них не располагали полной информацией об имеющихся долгах по коммунальным платежам. На 1 июля 2016 года эта задолженность составляла не менее 9 млн рублей.

Принятые меры

В адрес Министерства социальной защиты населения Тверской области по итогам обследования было внесено представление. По итогам его реализации скорректирована нормативно-правовая база. В частности, установлен алгоритм контроля за качеством приобретаемого жилья: техзадание согласовывается с территориальными органами соцзащиты населения, жилье принимается с участием представителей Министерства соцзащиты и Государственной жилищной инспекции Тверской области, субвенции перечисляются муниципалитетам после предоставления муниципального контракта и заключения Комиссии по приемке. Министерство направило органам местного самоуправления рекомендации по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, по порядку формирования спецфонда и контролю его использования.

Материалы обследования также были переданы Контрольно-счетной палатой в областную прокуратуру и в УМВД России по Тверской области для принятия решения о необходимости применения мер реагирования по выявленным фактам. Районные прокуратуры в настоящее время проводят проверки в муниципалитетах. По поступающей информации, прокурорские проверки подтверждают системные нарушения, выявленные КСП, в адрес глав ряда муниципальных образований внесены представления об устранении нарушений законодательства.

Обсудив отчет КСП и информацию Министерства социальной защиты населения Тверской области о принятых мерах, комитет решил в дальнейшем вернуться к обсуждению поднятых проблем. В ближайшее время депутаты, Министерство соцзащиты населения и Уполномоченный по правам ребёнка в Тверской области планируют совместными усилиями выработать комплекс предложений по улучшению ситуации с обеспечением благоустроенным жильем лиц из числа детей-сирот. Председатель комитета Артур Бабушкин считает, что необходимо системно менять подход к решению жилищного вопроса и предложил подумать о разработке программы по строительству муниципального жилья для детей-сирот.