«Вся Тверь», 30.04.2022. В Тверской области КСП предложила улучшить механизмы составления АИП

В Тверской области депутаты регионального Заксобрания одобрили инициативу КСП региона, связанную с преобразованием механизма формирования Адресной инвестиционной программы (АИП). Ранее при ее составлении могли возникать нарушения, что приводило к разным последствиям в бюджетной сфере и не только.

Заключение КСП Тверской области, основанное на результатах анализа формирования и выполнения АИП на 2020–2022 годы в сфере модернизации объектов ТЭК, рассмотрел комитет регионального ЗС по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу. Экспертно-аналитическое мероприятие состоялось в 2021 году. Проверялось Министерство энергетики и ЖКХ. Встречные проверки затронули администрации Бологого и Нелидовского городского округа. На 2020 год на обновление ТЭК в муниципалитетах выделили 171,8 млн рублей. За год к 31 декабря объем финансирования вырос до 228,7 млн.

В результате проверки министерства выяснилось, что в АИП на 2020 год вошел нераспределенный остаток 3,7 млн рублей. То же самое произошло при составлении адресной инвестиционной программы на следующий год, когда нераспределенный остаток составил 20,6 млн рублей. Это может привести к неполной реализации бюджета.

Также серьезным упущением стало внесение в АИП объектов при отсутствии проектно-сметной документации с положительными заключениями госэкспертизы. Это относится к четырем из пяти объектам ТЭК, которые включили в программу в 2020 году, рассказал аудитор Александр Устинов. В итоге сроки работ в трех случаях были сорваны: реконструкция блочно-модульной газовой котельной в поселке Спирово, системы теплоснабжения микрорайона ДОКа в Нелидово и магистрали теплосети в Конаково. Одно последствие по цепочке повлекло за собой и другое: не были предоставлены субсидии в размере 60,8 млн рублей.

Среди других причин нарушения сроков также приводятся неудовлетворительная работа подрядчиков, низкий уровень подготовки проектных решений. Не обошлось и без влияния COVID-19, который в 2020 году был для всего человечества чем-то незнакомым.

В ходе проверок администраций Бологого и Нелидовского городского округа выявили нарушения законов о контрактной системе: несвоевременно размещалась информация об изменении муниципальных контрактов и документов об их исполнении. В Нелидовском округе администрация не оплатила вовремя контракт. В Бологом – игнорировала необходимую процедуру: не направляла подрядной организации требования об уплате неустоек за неподобающее исполнение условий, установленных контрактом на строительство котельной.

Итогом всех этих проверок стала разработка рекомендаций по улучшению механизмов составления Адресной инвестиционной программы. Кажется, что все эти программы, документы, контракты и тому подобное оторваны от реальности. Но что получается, если возникают какие-либо недочеты и пробелы при формировании той же АИП? Страдают люди: так, они не могут дождаться строительства или модернизации какого-либо объекта, ввод которого сделал бы их жизнь комфортнее. Депутаты изучили отчет региональной КСП и поддержали ее предложения.