История КСП

 

Формирование контрольно-счетных палат в субъектах Российской Федерации началось в 1994 году. Первопроходцем стала Москва, которую активно поддержали другие регионы. В Тверской области инициатором и проводником идеи создания контрольно-счетной палаты было Законодательное Собрание.

1996

Первым шагом к ее созданию стало принятие областными парламентариями в 1996 году соответствующего закона. Однако тогда на его основе не удалось сформировать контрольный орган.

1998

30 июля 1998 года депутаты Законодательного Собрания второго созыва приняли новый закон № 25-ОЗ-2 «О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Тверской области», отменив предыдущий.

Принятие закона о КСП стало точкой отсчета для формирования контрольно-счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образованного Законодательным Собранием области и подотчетного ему.

Первым председателем КСП (с 30.12.1998 по 01.06.2001) стал известный экономист Валерий Фёдоров, ранее – депутат Законодательного Собрания Тверской области.

1999

В 1999 году его усилиями был сформирован первый аудиторский состав КСП, в который вошли Лидия Аксёнова (с 2009 по 2011 гг. – зам. председателя КСП), Александр Ефремов, Ирина Иванова (с 2004 по 2007 гг. – зам. председателя КСП), Константин Клюшкин, Любовь Кононенко, Лариса Шевчук. Всего в палате насчитывалось 13 сотрудников.

Начиная с первого года работы, контрольно-счетная палата осуществляет масштабную контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность в пределах своей компетенции.

В 1999 году председателем КСП был утвержден регламент контрольно-счетной палаты в целях упорядочения работы всех должностных лиц палаты по контролю целевого и законного использования бюджетных средств на социальную защиту населения, образование, здравоохранение, культуру, поддержку сельскохозяйственного производства и жилищно-коммунального хозяйства. На сегодня разработана и утверждена новая редакция регламента, в основе которой совершенствование бюджетного процесса, приоритетность контрольных мероприятий, направленных на эффективность и результативность использования государственных ресурсов Тверской области.

Начиная с 1999 года, контрольно-счетной палатой проводится экспертиза проектов региональных целевых программ, на финансирование которых идут средства областного бюджета Тверской области и внебюджетного фонда, что в последующем было закреплено Бюджетным кодексом РФ как функция органов государственного финансового контроля, создаваемых законодательными органами субъектов РФ. Деятельность КСП сыграла заметную роль в совершенствовании бюджетного законодательства области: в правильности формирования областного бюджета с точки зрения обоснованности утверждаемых расходов бюджета, применения бюджетной квалификации; в упорядочении бюджетного процесса с принятием региональным парламентом законов о бюджетной классификации Тверской области, о порядке составления и утверждения законов Тверской области о бюджете на 2000 и на 2001 годы, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области.

2001

Начиная с 2001 года, контрольно-счетная палата на постоянной основе взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации, НИИ системного анализа СП РФ, принимает активное участие в деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), членом которой она является. КСП участвует в совершенствовании законодательства в сфере бюджетного процесса и бюджетного устройства, государственного и муниципального контроля, в разработке и внедрении единой системы контроля за исполнением бюджетов всех уровней.

2002

С 1 июля 2002 года по 7 апреля 2006 года контрольно-счетную палату возглавлял Роман Громов.

По мере становления новых задач деятельность палаты продолжала совершенствоваться в целях повышения ее результативности. В период 2002-2005 годов численность сотрудников контрольно-счетной палаты увеличилась до 30 человек, существенно укрепилась материально-техническая база, улучшилось оснащение компьютерной и оргтехникой, в практике работы шире стали применяться нормативно-справочные базы, прикладные программы, Интернет. Все это способствовало улучшению результатов работы контрольно-счетной палаты в целом.

2005

В 2005 году был создан официальный сайт КСП, который поддерживает гласность в работе контрольного органа. На сайте размещаются материалы о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, данные об исполнении областного бюджета.

2006

29 мая 2006 года Законодательное Собрание Тверской области назначило председателем контрольно-счетной палаты Людмилу Желтову.

С этого момента деятельность палаты становится ещё более разносторонней. Расширяются Функции КСП. Так, в июне 2006 года были внесены изменения в закон о КСП, связанные с расширением функций контрольно-счетной палаты в части осуществления проверок местных бюджетов.

Установлен постоянный контроль за проведением мероприятий в рамках реализации приоритетных нацпроектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».

Приоритетным направлением работы стало проведение контрольных мероприятий с элементами аудита эффективности. Для того, чтобы справляться со все возрастающим объемом работы, численность палаты увеличилась до 41 человека. Штат контрольного органа усилен специалистами с юридическим образованием и специалистами по информационно-техническому обеспечению.

2008

В июле 2008 года контрольно-счетная палата ЗС Тверской области отметила свое 10-летие. В рамках юбилейных мероприятий было проведено совещание «Роль контрольно-счетных органов в реализации стратегий развития регионов», в работе которого приняли участие представители Счетной палаты РФ и Ассоциации контрольно-счетных органов РФ во главе с Председателем Сергеем Степашиным, Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, депутаты Государственной думы Владимир Васильев, Александр Тягунов, Владимир Петров, представители Минэкономразвития и полномочного представителя Президента России в ЦФО, председатели контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

По словам Председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, за время своей работы контрольно-счетная палата превратилась в эффективный инструмент контроля законности, рациональности и эффективности расходования общественных финансов и использования государственной собственности Тверской области: «Деятельность контрольно-счетной палаты способствовала нормализации бюджетного процесса, повышению его прозрачности и оказала положительное воздействие на социально-экономическое развитие области».

2009

В сентябре 2009 года в новой редакции закона о КСП за контрольным органом закреплены полномочия по проведению аудита эффективности, стратегического аудита. В задачи КСП законодательно включена экспертиза проектов нормативных правовых актов, регулирующих использование бюджетных средств, на предмет коррупциогенности содержащихся в них положений. Образована коллегия, состоящая из председателя контрольно-счетной палаты, его заместителя и пяти аудиторов, что полностью соответствует коллективному принципу руководства деятельности контрольного органа, закрепленному Лимской декларацией руководящих принципов контроля. С этого момента вопросы по организации работы КСП, разработке методологии деятельности, подведения результатов контрольных мероприятий, заключений, экспертиз, отчетов и информационных сообщений решаются на коллегии.

2010

В 2010-2011 годах с главами 17 муниципальных образований Тверской области были подписаны соглашения о взаимодействии между контрольно-счетной палатой области и представительными органами местного самоуправления. Соглашения предусматривают со стороны КСП методологическое, организационное и информационное сопровождение деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и депутатских комиссий, исполняющих функции КСО. В целях повышения эффективности системы внешнего финансового контроля в регионе, координации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и укрепления сотрудничества между ними по инициативе контрольно-счетной палаты в 2010 году была создана Ассоциация органов внешнего финансового контроля Тверской области.

В 2010 году контрольно-счетная палата ЗС Тверской области стала полноправным членом Европейской организации органов внешнего финансового контроля (EURORAI). Решение об этом было принято руководством EURORAI на заседании Генеральной ассамблеи, которое состоялось в Лондоне в октябре 2010 года. В том же году, месяцем ранее, состоялся официальный визит в тверской регион делегации EURORAI во главе с президентом организации Кристианом Мелли, который дал высокую оценку качеству работы областной КСП.

2011

30 июня 2011 года в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области контрольно-счетную палату возглавила Татьяна Ипатова, ранее – руководитель правового управления областного парламента.

В 2011 году в практику работы КСП прочно вошел аудит эффективности, который ставит во главу угла результативность, экономичность и продуктивность использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Аудиту эффективности подверглось расходование бюджетных средств в образовании и здравоохранении, в результате чего органами государственной власти Тверской области был принят ряд важных управленческих решений, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности использования бюджетных средств в проверенных сферах.

Важной вехой в истории КСП стали изменения в региональном законодательстве и последующая реорганизация палаты, которые произошли в 2011 году в связи с принятием Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», регламентирующего организацию финансового контроля на региональном и муниципальном уровне.

1 октября 2011 года вступил в силу закон Тверской области от 29.09.2011 №51-ЗО «О Контрольно-счетной палате Тверской области», в соответствии с которым КСП ЗС Тверской области была преобразована в Контрольно-счетную палату Тверской области – государственный орган Тверской области, орган внешнего государственного финансового контроля, обладающий правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью. Основы статуса КСП также закреплены в Уставе Тверской области.

С принятием нового закона о КСП изменились организационные основы формирования контрольного органа. Законом предусмотрено назначение региональным парламентом не только председателя КСП и его заместителя, как было ранее, но и аудиторов.

29 ноября 2011 года постановлением Законодательного Собрания председателем Контрольно-счетной палаты Тверской области назначена  Татьяна Ипатова. Заместителем председателя назначен Станислав Воробьёв, прежде занимавший должность начальника контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области. Аудиторами утверждены опытные аудиторы из прежнего состава КСП –  Наталья Казалинская, Елена Тузова, Александр Устинов, Надежда Яковлева, а также Сергей Туркин, ранее – заместитель председателя контрольно-аналитического комитета Тверской области.

2014

В 2014 году при Счетной палате Российской Федерации создан Совет контрольно-счетных органов (далее – СКСО). От имени КСП Тверской области совместное заявление Председателя СП РФ Татьяны Голиковой и председателей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации о создании СКСО подписала председатель КСП региона Татьяна Ипатова.

19 декабря 2014 года Контрольно-счетной палатой Тверской области совместно с муниципальными органами внешнего финансового контроля было принято решение о создании Совета контрольно-счетных органов при КСП Тверской области (далее – Совет). Совет является совещательным органом, деятельность которого направлена на повышение эффективности системы внешнего финансового контроля на территории региона.

2016

В 2016 году обновился руководящий и аудиторский состав Контрольно-счетной палаты Тверской области в связи с истечением срока полномочий прежнего состава. Председателем на новый пятилетний срок полномочий переназначена Татьяна Ипатова, заместителем председателя стала Елена Тузова, ранее она занимала должность аудитора Контрольно-счетной палаты. Команду аудиторов из предыдущего состава КСП в лице Натальи Казалинской, Александра Устинова, Надежды Яковлевой пополнили Наталья Волкова, ранее – начальник отдела организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Тверской области, и Надежда Губанова, которая до этого руководила контрольно-ревизионным отделом в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Тверской области.

2017

В 2017 году Контрольно-счетная палата продолжила работу по совершенствованию и развитию внешнего финансового контроля в Тверской области. Разработаны 5 новых стандартов внешнего государственного финансового контроля, актуализированы стандарты, определяющие порядок проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Принята новая редакция Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита Контрольно-счетной палатой Тверской области. Отдельное внимание уделяется работе с информационной системой Федерального казначейства «Электронный бюджет» и Единой информационной системой в сфере закупок при реализации контрольных полномочий.

2018

В 2018 году году получает развитие практическое применение государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита в сфере бюджетных правоотношений» (ГИС ЕСГФК). На постоянной основе сотрудники КСП осуществляют ввод информации и отчетности о результатах деятельности по всем аудиторским направлениям.

2019

В 2019 году приоритетным направлением работы КСП и её взаимодействия со Счетной палатой РФ становится мониторинг реализации национальных проектов и оценка достижения целей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Акцент – на своевременном информировании органов власти об имеющихся рисках реализации программ и внесении предложений по корректировке дальнейшей работы.

2020

В 2020 году в сложившейся эпидемиологической обстановке преимущественным методом проведения контрольных мероприятий являлись камеральные проверки, актуальным стало смещение контроля к форме экспертно-аналитических мероприятий. Взаимодействие и сотрудничество КСП с органами внешнего государственного финансового контроля в рамках Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тверской области в условиях пандемии осуществлялось с переходом в онлайн-среду посредством проведения видеоконференций и вебинаров по обмену опытом. В декабре 2020 года Закон о КСП Тверской области дополнен статьей, устанавливающей порядок заключения с представительными органами муниципальных образований Тверской области соглашений о передаче региональной КСП полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

2021-2022

В 2021 году КСП Тверской области приступила к реализации полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с соглашениями, заключенными с представительными органами Лесного, Оленинского и Селижаровского муниципальных округов. В октябре 2021 года внесены изменения в Закон о КСП Тверской области в целях приведения его в соответствие с новациями в федеральном законодательстве. Уточнены положения, регулирующие статус должностных лиц КСП, полномочия палаты, вопросы планирования мероприятий, вынесения представлений и предписаний. За Контрольно-счетной палатой закреплено право на постоянный доступ к государственным информационным системам для повышения эффективности деятельности. 17 декабря 2021 года Законодательное Собрание Тверской области приняло постановление о назначении председателем КСП Тверской области Татьяны Ипатовой на новый 5-летний срок полномочий. Заместителем председателя КСП с 23 декабря 2021 года назначен Константин Седов со сроком полномочий 5 лет. На должности аудиторов Контрольно-счетной палаты назначены Наталья Волкова, Надежда Губанова, Наталья Казалинская, Ольга Никитина и Александр Устинов. 29 декабря 2021 года состоялось первое заседание Коллегии КСП в новом составе.

В 2022 году Надежда Губанова по собственной инициативе досрочно освобождена от должности аудитора КСП в связи с переходом на другую работу. 30 июня 2022 года депутаты Законодательного Собрания Тверской области на пленарном заседании приняли постановление о назначении Ольги Павловой на должность аудитора региональной Контрольно-счетной палаты со сроком полномочий 5 лет.

 

В настоящее время аппарат контрольно-счетной палаты имеет следующую структуру: отдел контроля доходов областного бюджета, четыре отдела контроля расходов, отдел муниципального финансового контроля, контрольно-аналитический отдел, экспертно-правовой отдел, финансово-хозяйственный отдел.

КСП является полноправным участником бюджетного процесса, осуществляющим внешний контроль за исполнением областного бюджета Тверской области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, за законностью, результативностью, экономностью и эффективностью использования бюджетных средств и межбюджетных трансфертов, экспертизу проекта закона об областном бюджете, анализ бюджетного процесса и разработку предложений по его совершенствованию. Сегодня контрольно-счетная палата располагает оптимальной организационно-штатной структурой, наделена всем спектром полномочий для независимого контроля за качеством управления государственными ресурсами Тверской области. 

За прошедшие годы налажено эффективное взаимодействие КСП с государственными органами законодательной и исполнительной власти. Контрольно-счетная палата успешно взаимодействует в рамках заключенных соглашений с правоохранительными, контрольными и надзорными органами: с работниками областной прокуратуры и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Управлением Минюста РФ по Тверской области, УВД по Тверской области, УФСБ РФ по Тверской области, УФНС по Тверской области, Территориальным УФАС по Тверской области, следственным управлением СК РФ по Тверской области, Управлением Федерального казначейства по Тверской области и другими структурами. Постоянный обмен информацией, планирование и проведение скоординированных мероприятий помогают предупреждать и пресекать правонарушения, связанные с незаконным использованием средств областного бюджета и бюджета Территориального фонда ОМС Тверской области, уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.

Более подробно об истории Контрольно-счетной палаты Тверской области Вы можете прочитать в буклете "Контрольно-счетная палата Тверской области - 15 лет"