Тезисы выступления Т.В. Ипатовой на 22-м заседании Законодательного Собрания Тверской области с отчетом о деятельности Контрольно-счетной палаты Тверской области в 2022 году, 01.03.2023

Уважаемый Сергей Анатольевич! Уважаемые депутаты!

Представляю отчет Контрольно-счетной палаты Тверской области о деятельности в 2022 году.

Контрольно-счетная палата реализует полномочия, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве, в соответствии с годовым Планом деятельности. Контрольно-счетная палата действует в соответствии с утвержденными стандартами. Оценка показателей осуществлена в соответствии с Классификатором нарушений, который утвержден Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

В 2022 году проведено 88 мероприятий — 56 контрольных и 32 экспертно-аналитических (это без учета мероприятий по внешнему муниципальному финансовому контролю), проверен 301 объект. Во исполнение требований Контрольно-счетной палаты органами государственной власти и иными проверяемыми органами и организациями устранено 68 процентов нарушений на общую сумму 14,4 миллиарда рублей, в том числе путем представления уточненной бюджетной отчетности. Предотвращены риски нецелевого использования средств на 113,2 миллиона рублей и риски утраты имущества на сумму более 600 миллионов рублей.

В рамках реализации полномочий по административному производству сотрудниками КСП по результатам контрольных мероприятий составлено 15 протоколов об административных правонарушениях. 43 материала по итогам проведенных мероприятий направлены Контрольно-счетной палатой в адрес правоохранительных и контролирующих органов. На основании материалов Контрольно-счетной палаты, согласно полученной информации, составлены 12 протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, органами прокуратуры в отношении трёх должностных лиц внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

В ходе экспертно-аналитической деятельности мы анализируем нормативно-правовую базу Тверской области, даем предложения по совершенствованию законодательства. В прошлом году дано 582 предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, 63 процента из них приняты, 37 процентов остаются на контроле. Совершенствуется нормативно-правовая база, принимаются нормативные правовые акты.

Что касается контрольной деятельности, как я уже сказала, в прошлом году проведено 56 контрольных мероприятий. Тематическими проверками охвачено использование средств в областях здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, в отраслях «сельское хозяйство», «дорожное хозяйство», в сферах туристской индустрии, управления государственным имуществом, закупок для государственных нужд. По итогам проверок выявлены нарушения, допущенные при формировании и исполнении бюджетов (почти 49 процентов), при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении финансовой отчетности (33 процента), при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (здесь мы констатируем рост нарушений по сравнению с 2021 годом). Наиболее типичные нарушения в сфере госзакупок: неприменение мер ответственности по отношению к недобросовестным исполнителям контрактов, нарушения условий и сроков реализации контрактов, приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которые не соответствуют условиям контрактов.

По итогам контрольных мероприятий в целях устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес объектов проверок Контрольно-счетной палатой направлено 21 представление и 3 предписания. Сняты с контроля 8 представлений и 3 предписания: по ним приняты исчерпывающие меры. По 13 представлениям срок исполнения не наступил, они остаются на контроле. К дисциплинарной ответственности по результатам проведенных контрольных мероприятий привлечены 6 должностных лиц. Часто по нашим представлениям нам отвечают, что виновные лица уже не работают, они уволены и в связи с этим нет возможности привлечь их к ответственности.

Что касается экспертно-аналитических мероприятий, их проведено 32. Осуществлялся мониторинг реализации на территории Тверской области 12 национальных проектов. Проведены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, связанные с использованием средств на реализацию региональных проектов в рамках национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение». Кроме того, проводился аудит в сфере закупок. Параллельно со Счетной палатой России проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу достижения регионом цели устойчивого развития «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» при реализации документов стратегического планирования. В рамках этого мероприятия было проанализировано стратегическое планирование в Тверской области, выявлена проблематика в сфере документов и в сфере управления процессами, в том числе по реализации национальных проектов. Эта информация доведена до органов исполнительной власти; надеюсь, что в этой сфере будет наведен порядок.

Кроме того, в отчетный период Контрольно-счетной палатой проводилась финансово-экономическая экспертиза законопроектов и проектов государственных программ Тверской области. Это та работа, которую мы проводим в рамках нашего взаимодействия с Законодательным Собранием. За год в общей сложности подготовлено 65 заключений, в которых содержалось 235 предложений по корректировке представленных на экспертизу документов. 185 предложений были учтены исполнительными органами власти и Законодательным Собранием.

С учетом того, что экспертиза исполнения бюджета показывает, что у нас самое серьезное неисполнение бюджета происходит в рамках капитальных вложений, конечно, большое внимание уделяется мониторингу реализации Адресной инвестиционной программы. Проведено 10 экспертно-аналитических мероприятий, посвященных этому мониторингу. Основными недостатками реализации АИП являются: - включение в АИП объектов без наличия проектной документации и неоднократная её корректировка, что в последующем как раз и приводит к тому, что объекты не вводятся в эксплуатацию; - кроме того, средства, предусмотренные в бюджете на реализацию АИП, не соответствуют объему средств Адресной инвестиционной программы. Раньше, когда Адресная инвестиционная программа была в составе бюджета, они соответствовали, сейчас же никак не получается скоординировать их между собой; - нарушение главными распорядителями бюджетных средств сроков определения подрядчиков по объектам, которые установлены планом мероприятий по реализации областного бюджета, и непринятие к подрядчикам мер ответственности за нарушение графиков выполнения работ и сроков ввода объектов. Всю эту информацию мы доводим до органов исполнительной власти, были организованы совещания по этим вопросам.

В прошлом году Контрольно-счетная палата продолжила заключение соглашений с органами местного самоуправления о передаче муниципальными образованиями, в соответствии с действующим законодательством, полномочий по муниципальному финансовому контролю на уровень областной КСП. В 2022 году к передавшим нам полномочия прибавились ещё три муниципальных образования. Несмотря на то, что их сейчас шесть, контрольных мероприятий в отношении них проводится больше. Например, пришел Рамешковский район (был районом до преобразования в муниципальный округ), в составе которого было 11 поселений: соответственно, внешняя проверка проводилась не в отношении одного муниципального образования, а в отношении двенадцати, так как во всех поселениях также проводится внешняя проверка. Кроме того, в рамках реализации переданных полномочий внешнего муниципального финансового контроля в 2022 году нами проведены два тематических контрольных мероприятия по предложениям представительного органа Селижаровского муниципального округа.

На следующий год Контрольно-счетная палата планирует: продолжить осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления; провести оценку эффективности мер поддержки региональной экономики, оценку эффективности формирования, управления и распоряжения государственной собственностью Тверской области. Продолжится контроль реализации национальных проектов на территории региона, контроль за законностью и эффективностью использования бюджетных средств в сферах социальной политики, демографии, культуры, спорта, в области природопользования, в части эффективности предоставления субсидий из областного бюджета.

В заключение хочу поблагодарить Законодательное Собрание за сотрудничество с Контрольно-счетной палатой, за то, что вы слышите и учитываете наши замечания при принятии нормативных правовых актов.

Спасибо за внимание.