Тезисы выступления председателя КСП Тверской области Т.В. Ипатовой на тему «Информационные технологии для стратегического планирования в России: нормативное регулирование и возможности для контрольно-счетных органов», г. Великий Новгород, 15.02.2024

Уважаемые коллеги!

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» информационно-аналитическое обеспечение стратегического планирования осуществляется в том числе путем:

а) формирования единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации;

б) обеспечения совместимости информационных ресурсов и систем участников стратегического планирования и непротиворечивости содержащихся в них сведений.

Сбор, комплексная аналитическая обработка данных, оценка динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, информационная поддержка участников стратпланирования при принятии управленческих решений обеспечиваются посредством единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления в Российской Федерации.

Единое цифровое информационное пространство в интересах стратегического управления формируется с использованием существующих государственных информационных систем и информационных ресурсов органов публичной власти.

Сегодня информационно-технологическое обеспечение играет серьезную роль для стратегического планирования. Для её функционирования и развития создана нормативно-правовая база. Технологии влияют и на направление развития стратегического планирования.

Попытаемся проследить развитие информационных технологий для стратегического планирования в правовых документах.

Федеральная целевая программа на 2002–2010 годы «Электронная Россия» поставила задачу перевести в электронный вид процессы взаимодействия органов госвласти между собой и взаимоотношений государства и общества. Были созданы: единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), портал государственных и муниципальных закупок, государственная автоматизированная информационная система (далее – ГАИС) «Управление», типовая информационная система поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Система «Управление» создавалась как автоматизированная информационная система, обеспечивающая управление приоритетными национальными проектами. Система контроля за реализацией приоритетных нацпроектов позволила сформировать необходимую технологическую инфраструктуру для дальнейшего развития ГАИС «Управление». 25 декабря 2009 года было принято Постановление Правительства РФ № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"» и утверждено соответствующее Положение (далее – Положение о ГАИС «Управление»), которое стало правовой основой для системы и действует до настоящего времени с изменениями и дополнениями.

Принятый в 2014 году Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» нацелен на создание системы стратегического планирования, что нашло отражение в технологических решениях, формирующих необходимые взаимосвязи информационных систем.

Федеральная информационная система стратегического планирования (ФИС СП) появилась в 2015 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 года № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"». Законодательной базой для создания и функционирования ФИС СП стали статьи 14, 40, 41, 42 Федерального закона «О стратегическом планировании».

Центральным элементом ФИС СП является федеральный государственный реестр документов стратегического планирования. Правительство РФ Постановлением от 25 июня 2015 года № 631 установило порядок государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования. Реестр ведет Министерство экономического развития РФ и устанавливает своими приказами необходимые формы. (Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 831 «Об установлении требований к форме уведомления об утверждении (одобрении) документа стратегического планирования или внесении в него изменений, порядка ее заполнения и представления»; Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 832 «Об утверждении структуры и порядка присвоения уникального реестрового номера документа стратегического планирования»)

Федеральным законом «О стратегическом планировании» (п. 5 ст. 14) предусмотрено, что Правительство РФ назначает оператора ФИС стратегического планирования. Там же описаны задачи оператора: создание ФИС, её эксплуатация и совершенствование.

ФИС СП реализована на базе ГАИС «Управление», отсюда в Положении о ГАИС «Управление» установлен общий оператор систем:

Федеральное казначейство является оператором системы «Управление», за исключением центральной информационной подсистемы «Контур»;

Федеральная служба охраны РФ является оператором в части центральной информационной подсистемы «Контур».

В соответствии с пунктом 4 Положения система «Управление» предназначена для обеспечения стратегического планирования в части:

- государственной регистрации документов стратегического планирования;

- ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;

- мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в установленном порядке;

- мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

- мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования;

- организации доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования;

- разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования в установленном порядке;

- информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования;

- осуществления мониторинга и анализа казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров (соглашений), заключенных в рамках их исполнения.

Для всех участников стратегического планирования реализован необходимый функционал, доступный в закрытой части портала ГАИС «Управление». В открытой части портала (gasu.gov.ru) доступны для ознакомления тексты всех документов СП, а также функционал для участия в общественном обсуждении проектов документов СП.

В 2011 году была принята Государственная программа «Информационное общество» на 2011–2020 годы, и на ее основе создана государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет».

На сегодня для нас это основные информационные ресурсы для работы с документами стратегического планирования, в том числе государственными программами.

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» предусмотрено, что формирование, представление, согласование и утверждение паспортов государственных программ (комплексных программ), а также комплексов процессных мероприятий, запросов на их изменение, планов и отчетов об их реализации, иных документов и информации, разрабатываемых при реализации государственных программ (комплексных программ) (за исключением федеральных проектов и ведомственных проектов), осуществляются в подсистеме управления государственными программами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (https://roskazna.gov.ru/gis/ehlektronnyj-byudzhet) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Формирование функциональных требований к подсистеме управления государственными программами осуществляется Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ и по согласованию с Аппаратом Правительства Российской Федерации. Портал госпрограмм (programs.gov.ru) временно не обслуживается в связи с обновлением функционала в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 786, но есть возможность пользоваться ранее размещенной информацией (Сводные годовые доклады о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ).

К настоящему времени сложилось информационно-технологическое обеспечение стратпланирования и соответствующая правовая база. Однако начинается переход к следующему качественному этапу. Мы являемся свидетелями перехода от электронного (e-government) к цифровому управлению (digital government). Главная отличительная черта цифрового управления – это принятие решений не только на основе накопленного опыта и сложившихся потребностей, но и принятие решений, предвосхищающих потребности на основе анализа и прогноза. Цифровое управление связывают с технологией обработки больших данных и искусственного интеллекта.

Переход к цифровому управлению в России связан с принятием программы «Цифровая экономика». Программа была принята в 2017 году и действовала два года. Она отменена Распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2019 года № 195-р как дублирующая национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика».

В национальный проект вошел федеральный проект «Цифровое государственное управление», ориентированный на использование цифровых технологий и платформенных решений в государственном управлении. Как отмененная программа, так и проект обозначили направленность на снятие административных и правовых барьеров для развития цифровых технологий в государственном управлении. Составляющей проекта «Цифровое государственное управление» стал проект «Цифровое стратпланирование», касающийся непосредственно стратегического управления.

Согласно информации Министерства экономического развития РФ, с 2019 года мероприятия по информационному обеспечению стратегического планирования объединены в проект «Цифровое стратпланирование», который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

В рамках проекта предполагается создание среды взаимодействия участников в сфере стратегического планирования и реализации документов стратегического планирования, формирование которой повысит эффективность системы стратегического планирования на всех ее уровнях и обеспечит переход к системе цифрового стратегического государственного управления (тем самым обеспечит переход от «среды документов» к «среде данных»).

Для стратегического планирования в России была и остается нерешенной проблема систематизации стратегических документов, устранения в них противоречий и дублирований. Недавно к этому добавилась проблема увязки программного подхода с проектным управлением.

Для контрольно-счетных органов стала также актуальной проблема доступа к документам стратегического планирования и информационным ресурсам.

Учитывая, что документы стратегического планирования уходят в электронный вид, для всех участников стратегического планирования крайне важна достоверность, актуальность данных в информационных ресурсах, оперативность и полнота их наполнения. Предлагаю инициировать вопрос об установлении соответствующих требований и ответственности за их несоблюдение.

Кроме того, было бы полезно организовать обучение сотрудников контрольно-счетных органов по данному направлению.