Бюджет Тверской области на ближайшие три года прошел первое чтение

2018-11-22 322 ноября на пленарном заседании депутаты Законодательного Собрания Тверской области большинством голосов утвердили основные параметры регионального бюджета на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Главный финансовый документ области на 2019 год сверстан с дефицитом. Основные характеристики бюджета на будущий год выглядят следующим образом: объем доходов равен 59,4 млрд руб., объем расходов — 62,3 млрд руб., дефицит – 2,9 млрд рублей. Прогнозируемый уровень дефицита областного бюджета не превышает предельного значения, установленного Бюджетным кодексом.

Временно исполняющая обязанности министра финансов Тверской области Марина Подтихова, представляя депутатам законопроект об областном бюджете, отметила, что прогноз доходов по безвозмездным поступлениям будет дополнительно уточняться после окончательного распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, сведения о предусмотренных суммах будут доведены до субъектов Российской Федерации до 30 ноября этого года.

Контрольно-счетная палата провела экспертизу проекта закона о бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. При подготовке заключения проанализированы макроэкономические показатели Прогноза социально-экономического развития региона, обоснованность и достоверность показателей законопроекта, наличие и состояние нормативно-правовой и методической базы формирования проекта областного бюджета.

Председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Ипатова сообщила: «Показатели Прогноза социально-экономического развития Тверской области на 2019–2021 годы, на основе которого сверстан бюджет, в целом обоснованы и взаимоувязаны. При этом значения по всем макроэкономическим показателям, включая реальные денежные доходы населения, ожидаются ниже, чем по предыдущему Прогнозу. Следовательно, прогнозируется достаточно сдержанный рост экономики Тверской области. Кроме того, мы констатировали риски недостижения ряда показателей, среди которых индекс потребительских цен, темп роста реальных денежных доходов населения, что, конечно, вызывает определенные опасения».

Согласно заключению КСП, расчеты прогноза поступления по налоговым и неналоговым доходам, за исключением доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, в основном обоснованы и реалистичны.

По оценке Контрольно-счетной палаты, в регионе имеются резервы по сбору налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДФЛ, о чем, в частности, свидетельствует наличие недоимки по налогам, которая на момент подготовки заключения составляла 1,1 млрд рублей. Основным резервом поступления неналоговых доходов является наличие задолженности по доходам от использования имущества и плате за использование лесов.

Что касается расходной части бюджета, она, как и прежде, будет социально ориентированной. Доля расходов на социальную политику, образование и здравоохранение в общем объеме расходов составит в 2019 году соответственно 25,8%, 22,6%, 11,4%. На плановый период 2020 и 2021 годов на эти направления предусмотрено более 60% общего объема расходов.

Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других уровней, в 2019 году составит 18,5 млрд руб., что больше ассигнований 2018 года на эти цели на 1,4 млрд руб., или 8,4%. В форме субсидий местным бюджетам предусмотрено на следующий год 6,2 млрд рублей.

Доля программных расходов областного бюджета в будущем году составит 96,3% (в 2018 году – 98,3%). Из 26 государственных программ Тверской области, которые запланированы к реализации в 2019 году, 4 не утверждены в установленный срок — до 10 октября 2018 года. Это такие госпрограммы, как «Развитие образования Тверской области» на 2019–2024 годы, «Здравоохранение Тверской области» на 2019–2024 годы, «Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области» на 2019–2024 годы, «Территориальное планирование, градостроительство и архитектура в Тверской области» на 2019–2024 годы.

— Требуется принятие мер по повышению эффективности расходов в рамках государственных программ, пересмотр состава мероприятий, механизмов их реализации для безусловной увязки ресурсов с достигаемыми результатами, — отметила Татьяна Ипатова. — В 2017 году, по оценке КСП, из 2,5 тысячи целевых показателей госпрограмм выполнены в полном объеме только 48,7 процента. По 22,4 процента показателей не были достигнуты плановые значения. Это говорит об имеющихся проблемах с качеством планирования значений целевых показателей. Поэтому мы предлагаем главным администраторам государственных программ при внесении изменений в них учесть те замечания, которые нашли отражение в заключении Контрольно-счетной палаты.

Председатель КСП также остановилась на предусмотренном финансировании национальных проектов на территории региона, разработанных в целях реализации положений Указа Президента. Бюджетные ассигнования на эти цели в соответствии с представленным законопроектом запланированы в сумме 10,8 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 5,8 млрд рублей. Нацпроекты интегрированы в госпрограммы в качестве их структурных элементов, а бюджетные средства на реализацию данных проектов обособлены отдельными кодами бюджетной классификации, что позволит обеспечить увязку стратегического и бюджетного планирования.

— Реализация закона об областном бюджете потребует принятия не менее 130 нормативных правовых актов Тверской области, включая порядки предоставления и распределения бюджетных средств, — подчеркнула председатель КСП. — Мы предлагаем разработать «дорожную карту» по реализации закона об областном бюджете для того, чтобы обеспечить своевременное и качественное исполнение бюджета и достижение тех результатов, которые запланированы.