КСП Тверской области представила результаты проверки в сфере лесного хозяйства

2015-01-23 1Аудитор Контрольно-счётной палаты Тверской области Елена Тузова выступила в Законодательном Собрании с отчётом по итогам проверки использования бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Лесное хозяйство Тверской области» на 2013–2018 годы.

 

Вопрос обсуждался постоянным комитетом по аграрной политике, природопользованию и собственности под председательством Вячеслава Суязова.

Проверка проводилась в Министерстве лесного хозяйства Тверской области, осуществляющем полномочия в сфере лесных отношений, и в подведомственном ему учреждении – ГБУ «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес».

В 2013 году на реализацию госпрограммы «Лесное хозяйство Тверской области» было предусмотрено 500 млн рублей, в том числе из регионального бюджета 223 млн рублей и субвенции из федерального бюджета – 277 млн рублей. В ходе контрольного мероприятия, проведённого в прошлом году, проверено использование бюджетных средств, предоставленных в 2013 году на реализацию мероприятий по воспроизводству и защите лесов и охране лесов от пожаров, в сумме 154,2 млн рублей.

По результатам проверки установлено, по 20-ти государственным контрактам из 33-х заключенных не были выполнены в полном объёме мероприятия по лесовосстановлению, по охране и защите лесов, по уходу за лесами и по обработке почвы. Уровень исполнения по данным видам работ составил от 65% до 96,7% от установленных объёмов. За нарушение условий госконтрактов предъявлены штрафные санкции на общую сумму 24,4 млн рублей. Из них большая часть начислена по подведомственному учреждению – ГБУ «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес».

Также установлено, что по 6-ти государственным контрактам на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов при расчётах с исполнителями Министерством лесного хозяйства не были соблюдены условия оплаты, прописанные в заключённых контрактах. Оплата за выполнение работ по созданию лесных культур производится в два этапа: 50% от суммы, указанной в техническом задании за конкретный вид работ, оплачивается по факту их выполнения, на основании акта выполненных работ; 50% оплачивается по итогам проведения осенней инвентаризации лесных культур, которая проводится не позднее 1 сентября. По актам выполненных работ за октябрь–декабрь 2013 года была произведена 100-процентная оплата работ по созданию лесных культур, т.е. оплачена осенняя посадка, что привело к необоснованному перечислению исполнителям средств в сумме 398,6 тыс. рублей.

В ходе проверки также выявлены факты, которые противоречат принципу бюджетирования, ориентированного на результат. Так, в рамках профилактических мероприятий по предупреждению лесных пожаров в 2013 году разработан проект обводнения выработанного торфяного месторождения Васильевский мох на землях лесного фонда. На выполнение проектных работ были перечислены бюджетные средства в сумме 2,5 млн рублей. Однако сами работы по обводнению торфянника не были предусмотрены в программе. Средства на выполнение данных работ в сумме 1,9 млн рублей были включены в закон об областном бюджете только после проверки КСП. Соответствующие изменения должны быть внесены в госпрограмму до 1 февраля 2015 года.

По состоянию на 1 января 2014 года 55% общей площади лесного фонда было предоставлено в аренду. Одним из основных видов использования лесов является заготовка древесины. Доля площади лесных участков, переданных в аренду на эти цели, составляет 99,6%. Анализ представленной информации по лесопользователям показал, что 12 из них не представили проекты освоения лесов в нарушение требований лесного законодательства.

Лесной кодекс закрепляет основной принцип лесного законодательства – платность использования лесов, устанавливается 2 формы платежей – арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В госпрограмме «Лесное хозяйство Тверской области» на 2013–2018 годы одним из целевых показателей, которые характеризуют достижение цели программы, является объём платежей в бюджетную систему РФ. Поступление доходов от использования лесов в бюджетную систему в 2013 году составило 499 млн рублей: в федеральный бюджет поступило 318,8 млн рублей, в областной – 180,3 млн рублей.

– Возможности пополнения бюджета за счёт полного и своевременного поступления платежей от лесопользователей задействованы не в полной мере, - подчеркнула аудитор КСП Тверской области Елена Тузова. – Так, на 1 января 2014 года недоимка по доходам от использования лесов составила 52,9 млн рублей, или 10% от общего объёма внесённых платежей.

К слову, проблема недоимки по доходам от использования лесов характерна не только для Тверской области, но и для других субъектов Российской Федерации. На заседании Коллегии Счётной палаты РФ по результатам проведённой в 2014 году «Проверки состояния и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях обороны и безопасности, а также расходования средств федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений» отмечалось, что «основную долю нарушений составляет задолженность по внесению арендных платежей за использование лесов».

По итогам проверки Контрольно-счётная палата Тверской области направила представления в адрес объектов контроля с перечнем рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений. Согласно полученным ответам, предложения КСП по результатам проверки приняты к исполнению.

В частности, в декабре 2014 года внесены необходимые изменения в Лесной план Тверской области. По лесопользователям, которые не представили проекты освоения лесов, проекты подготовлены, проведена их экспертиза и получены положительные заключения. Что касается штрафных санкций по неисполненным государственным контрактам, проведена претензионная и исковая работа, заключены мировые соглашения.

Министерством лесного хозяйства организована работа по проведению лесничествами Тверской области инвентаризации лесных культур, созданных осенью 2013 года исполнителями госконтрактов. Согласно проведённой оценке, приживаемость лесных культур соответствует требованиям правил лесовосстановления.

В государственном бюджетном учреждении Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес» проведены организационные мероприятия по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки.

Обсудив результаты проверки, профильный комитет Законодательного Собрания решил принять к сведению отчёт КСП. Министерству лесного хозяйства Тверской области и Лесозащитному противопожарному центру – Тверьлес были даны рекомендации учесть в своей деятельности замечания и предложения КСП.