Бюджет Тверской области принят в первом чтении

В четверг, 26 ноября, депутаты Законодательного Собрания на очередном пленарном заседании одобрили в первом чтении закон «Об областном бюджете Тверской области на 2016 год». Утверждены основные параметры главного финансового документа области.

О Прогнозе социально-экономического развития региона на 2016–2018 годы, на основе которого сформирован проект бюджета, на пленарном заседании доложила первый заместитель министра экономического развития области Ольга Павлова. Проект областного бюджета по предмету первого чтения представила министр финансов Ирина Северина. С содокладом по данному вопросу выступила председатель региональной Контрольно-счетной палаты Татьяна Ипатова.

Доходы областного бюджета на 2016 год запланированы в сумме 46 млрд 790 млн рублей, с уменьшением к 2015 году на 5,8% и увеличением доли налоговых и неналоговых доходов на 0,7%. Расходы составят 49 млрд 131,5 млн рублей, что на 5,6% меньше, чем в этом году. Дефицит предусмотрен в сумме 2 млрд 341,5 млн рублей (на 37,2 млн ниже утвержденного объема на текущий год). Государственный долг Тверской области спрогнозирован по состоянию на 01.01.2017 в сумме 31 млрд 467,9 млн рублей, что не превышает годового объема доходов областного бюджета без учета суммы безвозмездных поступлений в очередном финансовом году.

По словам председателя КСП Тверской области Татьяны Ипатовой, региональный контрольно-счетный орган провел детальный анализ показателей Прогноза социально-экономического развития области и проекта областного бюджета. Экспертное заключение направлено в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Тверской области.

– В целом макроэкономические показатели Прогноза социально-экономического развития Тверской области обоснованы и взаимоувязаны между собой, – отметила председатель КСП. – Прогнозируется увеличение темпов развития экономики в 2016–2018 годах, но ниже, чем по предыдущему Прогнозу. Показатели данного документа разработаны с учетом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Однако основные показатели Прогноза на уровне Федерации в октябре были скорректированы в сторону уменьшения в связи с ухудшением экономической ситуации. Таким образом, имеются риски недостижения прогнозных показателей даже по базовому прогнозу. В то же время, на наш взгляд, занижены прогнозные значения индекса потребительских цен.

Контрольно-счетная палата в целом подтвердила обоснованность и реалистичность расчетов по доходным источникам, за исключением отдельных прогнозов. Одновременно было указано на резервы увеличения поступлений за счет активизации работы по сокращению совокупной задолженности по налогам и сборам, санкциям и пеням в областной бюджет, а также за счет доходов от приватизации государственного имущества Тверской области, которые не нашли отражения в представленном законопроекте.

Экспертиза расходной части проводилась путем анализа госпрограмм, которые являются основным инструментом реализации закона о бюджете: 94,4 процента расходов 2016 года сверстано в рамках 25 государственных программ. В заключении КСП отмечается, что наибольшая сумма расходов 2016 года приходится на государственные программы: «Развитие образования Тверской области» на 2015–2020 годы, «Здравоохранение Тверской области» на 2015–2020 годы, «Социальная поддержка и защита населения Тверской области» на 2013–2018 годы.

Выступая на пленарном заседании Законодательного Собрания, председатель Контрольно-счетной палаты обратила внимание на ряд недостатков, выявленных при анализе государственных программ Тверской области.

– В ряде случаев не в полной мере обеспечено соответствие показателей государственных программ расчетам, представленным с проектом бюджета, – подчеркнула Татьяна Ипатова. – Ни одна госпрограмма не содержит методик распределения и порядков предоставления субсидий муниципальным образованиям, что создает риск неритмичного исполнения бюджета. Существуют опасения, что муниципалитеты поздно получат данные средства. На заседаниях профильных комитетов в рамках рассмотрения бюджета во втором чтении необходимо нацелить органы исполнительной власти на доработку всех необходимых методик и порядков распределения субсидий.

В целом были отмечены положительные тенденции в межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями. Стимулирующие трансферты будут способствовать более активной работе муниципалитетов. Одновременно была подчеркнута необходимость учесть изложенные в заключении КСП замечания, касающиеся межбюджетных отношений.

По итогам состоявшегося обсуждения Законодательное Собрание одобрило закон «Об областном бюджете Тверской области на 2016 год» в первом чтении с учетом таблицы поправок, рекомендованных к принятию. Следующим этапом работы над бюджетом станет его второе чтение на заседаниях постоянных комитетов регионального парламента, запланированных на декабрь.