Депутаты рассмотрели отчет КСП о проверке использования бюджетных средств на создание в сельских школах условий для занятий физкультурой и спортом

С докладом по итогам проверки на заседании комитета по социальной политике выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Тверской области Наталья Казалинская.

Объектами контрольного мероприятия стали Министерство образования Тверской области, органы местного самоуправления и муниципальные образовательные учреждения Калининского, Калязинского и Фировского районов. Проверялось использование бюджетных средств на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

Соглашением Правительства Тверской области с Министерством образования и науки РФ на реализацию комплекса мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2014 году было предусмотрено в общей сложности 27,4 млн рублей, из них 24,4 млн – субсидии из федерального бюджета, 3 млн – средства бюджета Тверской области. Ещё 5,9 млн рублей были израсходованы на реализацию данных мероприятий за счет местных бюджетов 24 муниципальных образований региона.

По итогам проверки отмечено, что плановые показатели эффективности, установленные Соглашением Правительства Тверской области с Министерством образования и науки РФ, полностью выполнены. Отремонтировано 20 спортивных залов, перепрофилировано под спортивные залы 3 аудитории, создано 10 школьных спортивных клубов, построено одно открытое плоскостное спортивное сооружение. Количество учащихся, занимающихся физкультурой и спортом во внеурочное время, увеличилось по начальной школе на 14%, по основному общему образованию – на 17%, по среднему общему образованию – почти на четверть.

В то же время аудиторы выявили ряд недостатков в порядке предоставления субсидий на указанные цели муниципальным образованиям, который применялся в проверяемом периоде. В частности, не были установлены требования по обоснованию цен на спортивное оборудование и инвентарь в сметах, представляемых муниципалитетами в составе конкурсной заявки на получение субсидий, равно как и по соблюдению смет, на основании которых определялся объем субсидий. В результате этого, как отмечает КСП, обоснования цен не представлялись, а сметы не соблюдались. Зафиксированы отклонения содержания заключенных муниципальных контрактов от смет, представленных с конкурсными заявками, как в части перечня оборудования, так и в части его количества и стоимости. При этом снижение цен отмечалось только там, где размещение контрактов происходило на конкурсной основе.

Кроме того, обращено внимание на отсутствие четкого порядка составления рейтингов муниципалитетов, представивших заявки на участие в конкурсе на предоставление субсидий, и принципов распределения субсидий между участниками рейтинга. В 2014 году конкурентный подход в распределении субсидий фактически отсутствовал, распределение средств производилось в объемах заявленных муниципалитетами потребностей, которые различались между муниципальными образованиями.

В ходе проверки были выявлены нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления и расходования субсидий. В частности, стоимость ремонтных работ по замене покрытия пола в спортзалах на общую сумму 5,3 млн рублей была заявлена муниципалитетами и профинансирована Министерством образования по направлению «Оснащение спортивным инвентарём и оборудованием». В Медновской санаторной школе-интернате установлено неэффективное использование средств и оборудования на общую сумму 91,3 тыс. рублей, что после проверки частично уже исправлено.

В Нерльской СОШ Калязинского района плоскостное открытое спортивное сооружение оказалось построенным не в полном соответствии с техзаданием и сметой, представленной в составе конкурсной документации. Покрытием площадки является рулонное искусственное травяное покрытие, в то время как по смете должно быть полимерцементное двухслойное наливное покрытие. Основание площадки сделано из песка и щебня, хотя по смете в качестве основания были предусмотрены песок, щебень и покрытие из горячих асфальтобетонных смесей. При этом работы на сумму 1,09 млн руб., невыполненные в связи с изменением технологии и типа покрытия, отражены в актах приемки, подписанных руководством школы. Информация по данному факту направлена Контрольно-счетной палатой в областную прокуратуру для принятия решения о необходимости применения мер прокурорского реагирования.

Отчет по результатам проверки направлен Контрольно-счетной палатой временно исполняющему обязанности Губернатора Тверской области. В Министерство образования Тверской области по итогам контрольного мероприятия внесено представление с рекомендациями по устранению выявленных недостатков и совершенствованию нормативной правовой базы.

Информация Министерства образования о реализации представления КСП была заслушана на заседании постоянного комитета по социальной политике. Как сообщалось, к настоящему времени устранены некоторые недостатки порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям, в части обоснования цен, используемых в сметах, в части соблюдения смет, принципов распределения субсидий на конкурсной основе, построения рейтингов муниципальных образований – участников конкурсного отбора.