В центре внимания – повышение доходов областного бюджета

2016-05-25 224 мая председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Ипатова, аудиторы Сергей Туркин и Надежда Яковлева приняли участие в работе постоянного комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам под председательством Константина Буевича.

Заседание началось с торжественного момента – вручения руководителю отдела контроля доходов областного бюджета КСП Людмиле Козица благодарности Законодательного Собрания Тверской области за многолетний добросовестный труд и достижение высоких результатов в трудовой деятельности.

Наибольшее внимание на комитете было уделено отчету КСП о результатах контрольного мероприятия по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности поступления в областной бюджет неналоговых доходов, администрируемых Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, а также соблюдения законодательства при проведении конкурсов на право пользования участками недр местного значения в Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области. Проверка проведена в прошлом году под руководством аудитора Контрольно-счетной палаты Надежды Яковлевой.

Проведенный анализ поступления доходов от использования недр местного значения Тверской области показал, что в 2012-2014 годах согласно представленной отчетности недропользователей происходило снижение добычи общераспространенных полезных ископаемых, что привело к уменьшению поступлений доходов на 23%.

При этом Тверская область обладает значительными запасами общераспространенных полезных ископаемых (торф, песчано-гравийный материал, песок, глина, карбонатные породы). По результатам анализа использования вышеуказанных природных ресурсов установлено, что для добычи песчано-гравийного материала и песка использовалась треть существующих месторождений, при этом объемы добычи составили всего 35% от согласованных лицензиями объемов. Торфяных месторождений использовалось менее 1%, добыча составила всего 4% от согласованного объёма.

В 2014 году действовало 116 лицензий, из них 100 – на добычу полезных ископаемых, остальные – на геологическое изучение недр.

При проверке установлено, что по 64 лицензиям допущено невыполнение установленных объемов добычи более чем на 20%. Из них почти половина недропользователей добычу не осуществляли или добывали менее 10% согласованного лицензиями объема добычи, что является явным невыполнением лицензионных соглашений.

– При выполнении недропользователями предусмотренного лицензиями на 2014 год согласованного объёма добычи в полном объеме, дополнительное поступление налога на добычу общераспространённых полезных ископаемых могло бы составить порядка 50 млн. рублей, – отметила в своем докладе по итогам проверки председатель КСП.

В ходе проверки была произведена сверка отчетных данных, представленных недропользователями в Министерство природных ресурсов и экологии, и информации налоговых органов, в результате чего был установлен незадекларированный объем добычи полезных ископаемых в объеме 2,3 млн кубометров. Таким образом, не был уплачен налог на добычу полезных ископаемых в областной бюджет на сумму порядка 10 млн. рублей, о чем была проинформирована налоговая служба.

2016-05-25 3На комитете также отмечались недостатки в организации аукционов на право пользования природными ресурсами. В 2014 году было проведено 6 аукционов из 7 запланированных. Из них только 2 признаны состоявшимися (по месторождению торфа Святинский Мох в Калининском районе и месторождению песчано-гравийного материала «Столипинское» в Зубцовском районе). По их итогам выдана только одна лицензия (на добычу торфа), вторая лицензия была впоследствии аннулирована из-за неуплаты разового платежа по результатам аукциона.

Из отчета следует, что при проверке были установлены необоснованно длительные сроки подготовки торгов в результате допущенных нарушений сроков разработки и утверждения документации. Кроме того, по месторождению песчано-гравийного материала «Столипинское» с даты утверждения Министерством имущественных и земельных отношений документации до даты размещения извещения о проведении торгов прошло 42 дня. При этом сроки публикации извещений не были урегулированы Порядком взаимодействия Минприроды и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами, что создавало возможность необоснованного затягивания подготовки торгов. Кроме того, в Порядке взаимодействия отсутствовал срок перечисления Минимуществом задатка победителя аукциона на единый счет областного бюджета, в связи с чем данный документ рекомендовано дополнить.

По результатам проверки осуществления Министерством природных ресурсов и экологии функций администрирования неналоговых доходов областного бюджета установлено, что операции по начислению сумм платежей отражались в бюджетном учете только по факту их оплаты, в то время как должны отражаться при возникновении требований к плательщикам. Это послужило причиной отсутствия в бюджетном учете дебиторской задолженности по администрируемым доходам на сумму более 1,6 млн рублей и, соответственно, привело к искажению отчетности.

Кроме того, приказ Министерства природных ресурсов и экологии «Об администрировании доходов» не соответствует Порядку осуществления бюджетных полномочий главными администраторами (отсутствуют порядки сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов; действий при уточнении невыясненных поступлений и принудительном взыскании пеней и штрафов). Недостатки нормативной базы и тот факт, что не вёлся учет дебиторской задолженности, привели к неисполнению Министерством в полном объеме своих полномочий по администрированию доходов.

– Исполнение важнейшего показателя госпрограммы Тверской области по управлению природными ресурсами «Уровень выполнения прогноза платежей за пользование недрами, зачисляемых в областной бюджет» за 2014 год в размере 36% от запланированного, а также снижение поступления налога на добычу полезных ископаемых и неналоговых доходов, администрируемых Министерством природных ресурсов, по сравнению с 2013 годом свидетельствовали о снижении эффективности использования природно-ресурсного потенциала тверского региона, – резюмировала Татьяна Ипатова.

По результатам контрольного мероприятия в Министерство природных ресурсов и экологии и в Министерство имущественных и земельных отношений направлены представления, в которых предложено устранить выявленные нарушения, внести дополнения в порядок администрирования платежей в областной бюджет и рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативную правовую базу в сфере недропользования.

По информации министра природных ресурсов и экологии Тверской области Сергея Орлова, многие выявленные недостатки уже исправлены, проводится системная работа по совершенствованию областного законодательства в сфере недропользования, активизировано межведомственное взаимодействие и усилены контрольные функции Министерства.

Как сообщило Министерство имущественных и земельных отношений, подготовлены изменения в Порядок взаимодействия с Министерством природных ресурсов и экологии, которыми уточняются сроки размещения извещения о проведении торгов на официальном сайте в сети Интернет, а также сроки перечисления Министерством задатка победителя аукциона в областной бюджет.

О результатах межведомственного взаимодействия в рамках проверки рассказала заместитель руководителя налогового Управления Татьяна Стрельцова. Отмечено, что в ходе контрольного мероприятия ряд налогоплательщиков, занимающихся недропользованием, уточнили свою отчётность и доплатили в областной бюджет налог на добычу полезных ископаемых, и как положительный итог, в текущем году в Тверской области зафиксирован рост поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых.