«Тверские ведомости» № 1 (2511), 10.01.2024. Дороги в будущее

Как развитие местной сети автодорог способствует развитию муниципалитетов

Автор: Владислав Толстов

Последнее в 2023 году заседание областного правительства состоялось 29 декабря, в последний рабочий день. Главным вопросом повестки стало обсуждение программы дорожных ремонтов на территориях муниципальных образований Тверской области – губернатор поставил задачи по ремонтам местных дорог на следующий год.

Если региональные и федеральные трассы принято сравнивать с артериями в кровеносной системе человека, то местные дороги – это капиллярная сеть. И она не менее важна для функционирования всей системы.

В Тверской области есть программа развития сети дорог местного значения, рассчитанная на ближайшую пятилетку – 2024–2028. Мы, к слову, единственный регион в ЦФО, который имеет такую пятилетнюю программу. В остальных областях Центральной России развитие сети местных дорог планируют либо на год, либо на три. Губернатор Игорь Руденя считает, что планирование расходов на ремонты местных дорог на пятилетку позволяет более оптимально распределять средства Дорожного фонда, госпрограмм и «дорожного» нацпроекта. А главное, «синхронизировать» ремонты с пуском крупных инвестиционных предприятий, открытием новых школ и строительством новых транспортных коридоров.

Тверская область обладает одной из самых разветвленных сетей дорог местного значения – 19 тыс. км, третье место в ЦФО. И в последние годы около 80% из них удалось привести в соответствие нормативам, что позволяет получать дополнительные средства на их ремонты и содержание из федерального бюджета. К слову, за последние годы местная дорожная сеть приросла почти на 2,1 тыс. км – строятся новые заводы, базы отдыха, дачные поселки, и к ним тоже прокладывают дороги.

Километры ремонта

Программу ремонта дорог на территории муниципальных образований утвердили в 2016 году. За эти годы в Верхневолжье отремонтировано больше 1000 километров местных дорог. По программе, которую приняли на заседании областного правительства 29 декабря, в ближайшие пять лет отремонтируют еще не меньше 800 километров, из них 200 – уже в текущем году.

Муниципалитеты, составляя заявки на ремонты дорог с твердым покрытием, не оставляют без внимания подъезды к местным туристическим объектам. Так, в Западной Двине профинансируют ремонт дороги к святому источнику в Старой Торопе, в Калининском округе – к турбазе «Лисицкий Бор» и Орше, в Лихославльском – дорогу к деревне Старо-Карельское, где находится знаменитый Стан, центр карельской культуры.

В Твери в этом году ожидается не менее масштабная дорожно-ремонтная кампания, чем в прошлом году. Планируется отремонтировать около 100 километров уличных дорог в самом городе, плюс 42 тыс. кв. метров дворовых территорий и около 100 тыс. метров тротуаров.

В списке муниципалитетов, где пройдут самые крупные ремонтные кампании, – Ржев (52 километра за пять лет), Вышний Волочек (24 километра), Кашин (20 километров), Удомля и Осташков.

Строиться на плацу

В программу ремонта местных дорог включили и ремонты территорий возле образовательных учреждений – школьные плацы, на которых проводятся линейки и торжественные мероприятия. В области 324 школы, которые попали в эту программу. В этом году отремонтируют 74 площадки, в последующие два года – остальные 250. Будет продолжена установка пешеходных и барьерных ограждений, искусственных неровностей, разметки, знаков, освещения и светофоров.

Самые предусмотрительные главы муниципалитетов, не дожидаясь начала нового финансового года, стали подыскивать подрядчиков для ремонтов местных дорог. По планам областного минтранса, все объекты ремонтной кампании этого года до середины февраля должны пройти экспертизу. А до конца апреля должны быть заключены контракты с исполнителями. Губернатор Игорь Руденя предложил сроки «сдвинуть влево» – экспертизы сделать до 1 февраля, а все контракты оформить до середины апреля, чтобы ремонты на дорогах начались как можно раньше.

МНЕНИЯ

Татьяна ИПАТОВА, председатель контрольно-счетной палаты Тверской области:

– В некоторых муниципалитетах до сих пор доля местных дорог, соответствующих нормативам, не дотягивает даже до 50 процентов. Такая ситуация, например, в Максатихинском (34%), Молоковском (22,6%), Зубцовском (38%), Кимрском (25%) муниципальных округах. В то же время есть Вышневолоцкий и Нелидовский округа, где доля соответствующих стандартам дорог превышает 90%. А в Андреапольском, Старицком, Пеновском и ряде других округов 100% дорог местного значения соответствуют нормативам. При планировании программы дорожных ремонтов по местным дорогам необходимо больше сил и средств направлять в отстающие муниципалитеты, поскольку от состояния дорог зависят и экономические возможности территории.

Андрей БЕЛЯВСКИЙ, глава Жарковского муниципального округа:

– В нашем муниципалитете все 100% местных дорог соответствуют нормативам. Если в прежние годы ремонты дорог были «точечными», сейчас их ведут в соответствии с пятилетней программой, что позволяет планировать на перспективу. Для нашего округа это важно. Во-первых, хорошие дороги – это комфорт местных жителей, многие из которых передвигаются на машинах, это безопасность общественного транспорта, в том числе используемого для подвоза школьников. Во-вторых, качество местных дорог – это то, на что в первую очередь обращают внимание предприниматели, желающие создать здесь производство, поскольку это отражается на себестоимости продукции, на создании логистических цепочек. А поскольку в нашем округе сейчас вовсю идет газификация, хорошее состояние местной дорожной сети становится дополнительным плюсом для привлечения инвесторов.