«Тверская жизнь» №207 (27.259), 12.11.11. Расходы сдают экзамен

Контрольно-счетная палата областного ЗС провела аудит эффективности использования в 2005-2010 годах бюджетных средств, направляемых на господдержку учреждений общего образования. В спектр внимания попали и сельские школы.

Критерии оценки были рекомендованы Счетной палатой РФ, а для наиболее полного анализа к проверке широко привлекались эксперты департамента образования и областного института усовершенствования учителей.

Аудит показал, что в 2010 году расходы консолидированного бюджета Тверской области на общее образование составили 6,4 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2005-м. Для сравнения: по размерам расходов на общее образование среди 16 субъектов ЦФО (без учета Москвы и Московской области) мы занимаем 3-е место после Белгородской и Воронежской областей и наиболее сопоставимы с Владимирской, Тульской, Ярославской. Однако количество еще не означает качество.

Сокращение школ стало явлением общероссийским. Тверская область и здесь на 3-м месте в ЦФО после Тамбовской и Липецкой. За последние шесть лет количество школ у нас уменьшилось на 28%: в сельской местности – на 35%, в городской – на 11%. Оправданы ли эти цифры? Не совсем. Численность детей школьного возраста в регионе за это же время сократилось на 17% (их стало 116 270 человек). Выходит, что количество школ сокращается быстрее, чем учащихся. Это можно компенсировать укрупнением оставшихся учреждений. Нужно только, чтобы детям не пришлось преодолевать до них более 15 км (на что отводится 30 минут в пути) – так требует СанПиН. А у нас можно найти дистанции гораздо более длинные. К примеру, протяженность маршрута по подвозу учащихся в одну из школ Ржевского района составляет 56 км.

Качество образования зависит и от материально-технического состояния школ. Проверка зафиксировала, что количество зданий, требующих капремонта стало значительно меньше. Но 21,3 тыс. детей еще учатся в ветхих помещениях, а все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление и т.д.) в прошлом учебном году имели только две трети обследованных зданий.

Невооруженным глазом можно увидеть, насколько технически оснащеннее стали наши школы. Особенно это заметно в 170 базовых школах области. В них созданы информационные центры, значительно обновлен парк компьютерной техники, расширен канал доступа к сети Интернет, закуплены учебное оборудование, мебель. Небазовым школам угнаться за ними сложно. В результате средний балл, полученный выпускниками базовых школ по обязательным предметам – русскому языку и математике, выше среднего балла по Тверской области и по России в целом.

К сожалению, такой высокий балл нельзя поставить зарплате педагогов. Несмотря на ее постоянный рост в последние годы, она серьезно отстает от уровня средней заработной платы в экономике региона. Учительские средние 10,6 тыс. руб. – это 65,5% от средней зарплаты в регионе в 2010 году (самый низкий показатель за 5 лет). На федеральном уровне поставлена задача: к 2013 году зарплаты школьных учителей должны сравняться или превысить среднюю зарплату по экономике. В Тверской области усилиями нового руководства региона эта работа уже ведется. Фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений увеличен с 1 сентября на 30%, а исполнение областного бюджета в 2012 году должно позволить в 4-м квартале сравнять средние зарплаты.

Заключения и выводы, сделанные по результатам аудита, легли в основу практических рекомендаций КСП по повышению эффективности господдержки общего образования и направлены губернатору области и региональному министерству образования.

Елена АРТЕМЬЕВА