«Караван Я» №22 (794), 01.06.11. Средствам бюджета – действенный контроль!

Деньги, как известно, любят счет. А бюджетные деньги – еще и строгий контроль. На майском заседании регионального парламента председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмила Желтова представила годовой отчет о проделанной работе.

Напомним, что по Закону о КСП, палата является независимым контрольным органом, созданным Законодательным Собранием и ему подотчетным. Действуя фактически от имени и в интересах избравших региональный парламент граждан, КСП следит за тем, насколько правильно и эффективно органы исполнительной власти тратят деньги налогоплательщиков на достижение поставленных целей.

За 2010 год контрольно-счетной палатой проведено 116 экспертно-аналитических и 40 контрольных мероприятий, главным образом направленных на выявление, пресечение и профилактику нарушений при формировании и исполнении бюджета. Проверено 83 организации и учреждения области. По итогам практически каждой проверки были выявлены случаи нарушений финансово-бюджетного законодательства. Подавляющая часть из них связана с несоблюдением требований Бюджетного кодекса РФ в части принятия расходных обязательств в отсутствие нормативно-правовых актов, нарушениями ведения бюджетного учета и искажениями бюджетной отчетности, нарушениями отдельных норм Градостроительного кодекса РФ и нормативных правовых актов Администрации Тверской области при формировании адресной инвестиционной программы. Остается высокой сумма неэффективных трат. В связи с этим актуальным остается вопрос об установлении меры ответственности на законодательном уровне за неэффективное использование бюджетных средств.

Оптимизм внушает значительное снижение случаев нецелевого использования бюджетных средств, что говорит о положительном влиянии государственного аудита на бюджетно-финансовую дисциплину.

В то же время итоги аудиторских проверок подтверждают необходимость повышения качества управления государственными финансами Тверской области. Значительные объемы незавершенного строительства, включение объектов в адресную инвестиционную программу в отсутствие утвержденной проектно-сметной документации приводит к постоянной корректировке инвестиционных проектов, затягиванию сроков строительства объектов и увеличению их стоимости. Кроме того, планируемые результаты реализации долгосрочных целевых программ не всегда увязаны с объемом ресурсного обеспечения.

Как сообщила председатель КСП Людмила Желтова, по всем выявленным в минувшем году фактам нарушений приняты меры в рамках компетенции палаты. Направлено 53 представления и предписания, 48 из которых исполнены; реализация остальных, требующих значительных временных затрат, остается на контроле КСП. За год устранено нарушений в финансово-бюджетной сфере на 631,6 млн. рублей. В областной бюджет возвращено 47,7 млн. рублей, что составляет 87 процентов от предложенных к возврату.

Так, при проверке в сфере сельского хозяйства выяснилось, что были перечислены средства за выполненный и принятый объем работ по строительству молокоприемных пунктов, которые на деле даже не были начаты строительством. В итоге, не дожидаясь представления КСП, ГУП «Тверьоблстройзаказчик» вернул в областной бюджет 31,6 млн. рублей.

В ходе проверок использования средств, предусмотренных в областном бюджете в 2009 году на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, выявлено превышение размера полученной субсидии над фактической потребностью по восьми предприятиям на сумму 10,7 млн. руб. Основные превышения допущены в Торопецком и Осташковском районах. На сегодня средства в размере 3,8 млн. рублей возвращены в областной бюджет.

За прошлый год в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы контрольно-счетная палата направила 5 материалов, по каждому из которых ведется работа. Возбуждено 2 уголовных дела. Все материалы, требующие прокурорского реагирования, касаются острых проблем, например, лекарственного обеспечения. Так, палатой получена информация прокуратуры о возбуждении уголовного дела по материалам проверки использования средств областного бюджета при закупках лекарственных средств для государственных лечебных учреждений в 2009 году. Дело возбуждено по факту преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Председатель КСП уточнила, что по результатам данной проверки было выявлено нарушений на 7,5 млн. руб. Основная причина - начальная (максимальная) цена контрактов (лотов) по централизованным закупкам медикаментов, входящих в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», определялась значительно выше, чем зарегистрированные в соответствующем государственном реестре цены, с учетом установленных в регионе торговых надбавок. Кроме того, стоимость определенной части лекарственных средств, поставляемых в больницы централизовано, от полутора до двух с половиной раз превышала стоимость лекарственных средств, приобретенных учреждениями здравоохранения самостоятельно. К примеру, в Областную клиническую больницу на основании заключенных департаментом здравоохранения госконтрактов был поставлен актовегин по цене 2312,8 рублей за упаковку, в то время как самостоятельно больница закупала это же лекарство по 871,9 рублей.

В 2010 году на основании материалов региональной КСП к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 8 должностных лиц, в том числе один освобожден от должности. Главы администраций двух районов оштрафованы за нарушение Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В рамках работы Административной коллегии Тверской области, которую возглавляет Людмила Желтова, было возбуждено 5 производств об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере, по двум из которых вынесены постановления о назначении административного наказания.

Говоря о перспективах работы палаты, Людмила Желтова отметила, что уже недостаточно просто контролировать законность расходования бюджетных средств, очень важно проверять результативность их использования. Главным инструментом решения этой задачи является аудит эффективности, который на данный момент проводится в таких социально значимых отраслях, как образование и здравоохранение. В орбите особого контроля – масштабные стройки, на которые были потрачены миллионы. В этом году КСП проверит расходы на строительство областного перинатального центра и сосудистых центров в Твери, Ржеве и Вышнем Волочке.