«Тверская жизнь» №48 (27.100), 19.03.11. К нам идет внешний финансовый контроль

17 марта на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России состоялась видеоконференция Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР). Она прошла под председательством главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина с участием заместителя председателя Государственной думы Надежды Герасимовой, членов коллегии и руководителя аппарата Счетной палаты РФ, представителей законодательных и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

В центре внимания было обсуждение путей реализации нового федерального закона, регламентирующего общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, который вступает в силу с 1 октября текущего года. 
– Принятие закона свидетельствует о том, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль признан одной из фундаментальных сфер общественной жизни, – заметил глава высшего контрольного органа Сергей Степашин. 
– В законе удалось реализовать многие положения, которые необходимы для становления системы внешнего финансового контроля и эффективной деятельности контрольно-счетных органов. Наша главная задача на сегодняшний день – приведение в соответствие с федеральным законом законов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований о контрольно-счетных органах.

Чтобы обеспечить единообразие в правовом регулировании внешнего финансового контроля, Счетная палата в помощь регионам разработала проект модельного закона «О контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации», полностью соответствующий духу федерального закона. Его текст был одобрен на состоявшейся видеоконференции, он будет направлен с соответствующими рекомендациями во все законодательные органы регионов, включая Законодательное собрание Тверской области.

Все это – работа сегодняшнего дня. Но уже требуют серьезной проработки предложения по актуальным проблемам социально-экономической стратегии развития России на период до 2020 года. Глава Счетной палаты поблагодарил коллег из регионов за оперативное включение в работу, особенно по таким направлениям, как модернизация экономики и социальная сфера, повышение эффективности функционирования госсектора. Такой подход позволит консолидировать накопленный опыт работы региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты РФ по поиску в условиях ограниченных ресурсов лучших вариантов посткризисной стратегии развития страны. Наибольшее количество предложений с мест поступило по проблемам повышения эффективности государственных инвестиций и госзакупок, что подтвердило несовершенство Федерального закона №94-ФЗ и необходимость внесения в него существенных изменений, целесообразность перехода на контрактную систему. В качестве проблемных в регионах отмечены вопросы формирования начальной цены контракта, системные нарушения и недостатки формирования адресных инвестиционных программ, низкая эффективность инновационных инвестиций, в том числе осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства.

Комментарий председателя контрольно-счетной палаты Законодательного собрания Тверской области Людмилы ЖЕЛТОВОЙ:

– Сергей Степашин акцентировал внимание на работе счетных палат регионов. У нас, по счастью, контрольно-счетная палата области обладает серьезным набором полномочий для осуществления единой системы внешнего финансового контроля, имеет статус юридического лица. Чего, к сожалению, пока нельзя сказать о большинстве муниципальных контрольно-счетных органов. Здесь еще предстоит серьезная работа, чтобы привести правовую базу в соответствие с требованиями нового федерального закона. Главной целью должны стать выявление и предотвращение нарушений в сфере управления финансовыми и материальными ресурсами Тверской области, обеспечение законности и повышение эффективности использования общественных финансов.

В Тверском регионе принципиальная позиция контрольно-счетных органов, прежде всего направленная на выявление резервов пополнения доходной части и оптимизации расходов бюджета, приносит ощутимые результаты. В 2010 году в результате принятых по итогам проверок мер устранено финансовых нарушений на общую сумму 672,9 млн. рублей, восстановлено в бюджет 48,2 млн. рублей. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено 28 должностных лиц, возбуждено 4 уголовных дела. Уверена, что предстоящая институциональная модернизация в части четкого правового регулирования системы финансового контроля, широкое применение лучших мировых и отечественных стандартов государственного аудита будет способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Маргарита СИВАКОВА